Пензенская область

Алина Можачкина-Грибанова – координатор PosadiLes в Пензенской области

Как давно у тебя появился интерес к экологической теме? И как ты решила, что должна быть организатором экоинициатив, а не ограничиваться просто личным выбором экологичного образа жизни?

Все началось в 2010 году. Мои друзья-общественники предложили мне стать региональным координатором в экологическом движении «ЭКА». Первой моей задачей в роли координатора стала посадка 100 тыс. деревьев в регионе. И я с ней успешно справилась благодаря поддержке моих друзей в Пензенской области. И уже весной 2011 года в рамках проекта «Больше кислорода!» движения ЭКА в Пензенской области было высажено нужное количество  деревьев и создано 100 школьных питомников. Это был мой первый опыт организации масштабного экопроекта. Несмотря на трудности, у нас все получилось.

Я тогда была студенткой 2-го курса по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Когда на слете я познакомилась с ребятами со всей России, которые были вдохновлены экологической тематикой, мне не захотелось на этом останавливаться, оставаться в рамках своей специальности, тем более общественником я стала еще в школе.

Наше движение начало развиваться, появились другие направления и проекты, которые мы уже 7 лет реализуем в Пензенской области.

Какой  экопроект стал для тебя самым значимым и вызывает особую гордость?

Гордость у меня вызывает наш проект «Больше кислорода!» – массовые волонтерские посадки деревьев и просвещение по теме сохранения лесов. За время действия программы «Больше кислорода!» при участии учителей и школьников под руководством активистов ЭКА было посажено 10 млн деревьев и создано 5 тыс. школьных питомников в более 40 регионах России.

В Пензенской области за 10 этапов программы высажено 250 тыс. саженцев и 10 кг семян, создано 235 школьных питомников. Благодаря этому проекту большое количество школьников узнали о проблемах сохранения лесов, познакомились с правилами посадки деревьев и лично приняли участие в создании школьного питомника.

Каковы главные составляющие экологичного образа жизни?

Я считаю, что  можно начать с нескольких простых шагов.

Первый – сменить одноразовые пакеты и тару на многоразовые эко-сумки и кру́жки. За полгода одна семья тратит около 100 полиэтиленовых пакетов, время использования которых не превышает в среднем 15 минут, зато период разложения на свалке составляет от 100 до 200 лет. Не менее вредны и якобы экологичные бумажные пакеты, на производство которых уходит огромное количество лесных ресурсов. Экосумки рассчитаны на длительное многоразовое использование.

Экосумки, как и многоразовые бутылки и кру́жки, экономят и личные, и природные ресурсы.

Второй – следовать принципу «Вторая жизнь вещей». Ежегодно в утиль отправляются примерно 120 миллионов работающих мобильных телефонов только потому, что они надоели своим обладателям. Грузовиками с этими гаджетами можно целиком опоясать земной шар. Поэтому гораздо эффективнее передаривать надоевшие вам вещи, дарить их на фримаркетах или передавать нуждающимся.

Третий – использование экологичной бытовой химии. Ежегодно сотни тысяч тонн фосфатов, содержащихся в стиральных порошках, через канализацию поступают в водоемы страны. Для рек и озер это очень вредно. Достойной заменой «ядовитой» бытовой химии могут стать традиционные народные средства.

Также можно выбирать средства этичных и экологичных брендов на рынке.

Сейчас очень много примеров, как легко сделать свой дом  экологичным. Тем, кому интересна данная тема, могут найти в интернете много информации и примеров.

 

Как ты оцениваешь прогресс в том, чтобы привить экомышление молодому поколению, с которым ты работаешь?

На протяжении трех лет наше движение при поддержке различных партнеров разрабатывает и организует проведение интерактивных экоуроков по разным темам: водо- и энергосбережение, раздельный сбор отходов, изменение климата и др. За это время  в них приняло участие большое количество учителей и школьников по всей стране. Например, в Пензенской области регулярно такие уроки проводят около 150 педагогов. Поэтому смело можно сказать, что школьники знают об экологических проблемах и реализуют свои проекты. А вот чтобы не было потребительского отношения к природе, сознание необходимо менять у всех поколений. На мой взгляд, чтобы ускорить этот процесс необходимо, чтобы каждый год в России был Годом экологии – пусть и не официально, а в головах и сердцах как можно большего количества людей.

Подпишитесь сейчас и получайте раз в месяц бодрые новости про наш проект, леса и экологию в России